Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger) (крещен 19 мая 1616 - 7 мая 1667.) - немецкий композитор эпохи Барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям внес большой вклад в обмен музыкальными традициями Германии, Италии и Франции. Его работы изучали музыканты в 18 веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен.
Иоганн Якоб Фробергер родился в Штутгарде и был крещен 19 мая 1616. Его отец, Базиль Фробергер (1575-1637), был сначала церковным певчим, а в 1621 стал придворным капельмейстером. Первые уроки музыки Иоганн Якоб получил от отца. В семье Базиля и Анны было одиннадцать детей, четверо из которых стали музыкантами и служили при дворе в Штутгарде (кроме Иоганна Якоба). Тридцатилетняя война вначале не сильно затрудняла музыкальную жизнь в Штутгарде, она оставалась оживлённой и разнообразной, в город приезжало много музыкантов со всей Европы, так что уже с детства Фробергер мог познакомиться с широким спектром музыкальных традиций. Неизвестно, кто фактически был его учителем, возможно, это были Иоганн Ульрих Штайгледер, Самуэль Шейдт или другие музыканты, которые работали (или посещали) Штутгард. У его отца было обширная (более 100 томов) коллекция музыки, в том числе произведения Жоскена Депре, Михаэля Преториуса, Иоганна Штадена, Самуэля Шейдта, Джовани Валентини - эта музыкальная библиотека наверняка помогла в образовании Иоганна Якоба Фробергера.
В 1634 году, после поражения протестантов в битве при Нёрдлингене, придворная капелла Штутгарда была расформирована, 18-летний Фробергер уехал в Вену и нашел работу в качестве певца при императорском дворе. По версии Иоганна Маттезона в его книге "Основание триумфальных ворот" (1740), которая содержит биографии выдающихся музыкантов того времени, в Вену Фробергера привёз и рекомендовал к императорскому двору шведский посол, который был впечатлён музыкальными способностями молодого музыканта.
В 1637 году отец, мать и одна из сестёр Иоганна Якоба Фробергера умерли от чумы, он и оставшиеся братья продали музыкальную библиотеку отца, в архивах Вюртембергского двора сохранились записи об этом, откуда и известно о размере и содержании библиотеки. В этом же году Иоганн Якоб стал помощником придворного органиста в Вене, а в июне ему была предоставлена стипендия и он был направлен в Рим, чтобы учиться у Джироламо Фрескобальди. Последующие три года Фробергер провёл в Италии и, как многие другие музыканты, которые учились там, перешел в католицизм. Он вернулся в Вену в 1641 году и служил органистом до осени 1645 года, когда во второй раз поехал в Италию. Ранее считалось, что Фробергер уехал учиться к Джакомо Кариссими, но последние исследования показывают, что он, скорее всего, учился у ученого Атанасиуса Кирхера в Риме. В 1648-1649 годах Фробергер в Италии встречался с Иоганном Каспаром Керль и, возможно, сам давал ему уроки музыки.
В 1649 Фробергер уехал обратно в Австрию. На обратном пути он остановился во Флоренции и Мантуе, чтобы показать местным правителям музыкальное устройство "Arca musurgica", изобретённое и созданное Атанасиусом Кирхером. В сентябре он прибыл в Вену и демонстрировал эту музыкальную машину императору Фердинанду III. В это же время в Вене он познакомился с Константейном Хёйгенсом - голландским поэтом и музыкантом, который стал его другом на всю жизнь. Хёйгенс внёс в жизнь композитора произведения современных французских мастеров - Жака Шампиона де Шамбоньера, Дениза Готье и Энемонда Готье.
В Вене Фробергер задержался не надолго, после смерти имератрицы Марии Леопольдины Австрийской, жены Фердинанда III, когда музыкальная жизнь двора была приостановлена, он отправился в многолетнее путешествие по Европе. Предполагается, что помимо музыкальной деятельности, он исполнял также поручения, возложенные на него императором в области дипломатии и шпионажа (как и многие другие люди искусства, к примеру, Джон Доуленд и Питер Пауль Рубенс). Одним из первых городов на его пути был Дрезден, где он познакомился с Маттиасом Векманом, и эта встреча превратилась в ещё одну дружбу на протяжении всей жизни, они постоянно обменивались письмами и музыкальными композициями. В своём путешествии Фробергер посетил Кельн, Дюссельдорф, Брабант, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж и другие города. В Париже Фробергер лично познакомился с ведущими французскими композиторами эпохи, в том числе, Жаком Шампионом де Шамбоньером, Луи Купереном, Денизом Готье и Франсуа Дюфо. Характерный французский лютневый стиль повлиял на поздние клавесинные сюиты Фробергера, в свою очередь Луи Куперен сам оказался под влиянием стиля немецкого коллеги и создал несколько композиций с подзаголовком "подражание г-ну Фробергеру".
В 1653 году Фробергер вернулся в Вену и работал при дворе. После смерти императора Фердинанда III в 1657 отношения композитора с новым правителем Леопольдом I были напряженные, в первую очередь по политическим причинам, Фробергер поддерживал противников нового императора, в связи с этим он был вынужден уйти на пенсию. Его место придворного императорского органиста занял Аллесандро Польетти. Последние 10 лет своей жизни Иоганн Якоб Фробергер преимущественно жил в имении герцогини близ городка Монбельяр (сейчас территория Франции), где умер 6 (или 7) мая 1667 года.
При жизни Фробергера были опубликованы только две композиции "Hexachord Fantasia" (Рим, 1650) и "Fugues et caprices" (Париж, 1660), в дополнение к ним относительно большое количество работ сохранилось в авторских рукописях, последнюю из которых обнаружили в 2006 году, она содержит около 35 музыкальных произведений. Кроме того, множество произведений вошли в различные рукописные сборники или сохранились как копии, сделанные другими музыкантами, в результате чего существуют несколько вариантов одного и того же его произведения, иногда с существенными переработками.
Основными заслугами Иоганна Якоба Фробергера считают неоспоримый вклад в развитие клавесинных сюит, некоторые даже пытаются назвать его создателем барочных сюит, хотя, конечно, это не так, те же ранеупомянутые французские композитры и другие пытались организовать танцы в определенную последовательность, хотя у Фробергера сюиты достигли художественной вершины - с оригинальным ритмом, рисунком танца, музыкальным орнаментом. Типичные обязательные части его сюит: аллеманда, куранты, сарабанда и жига. Помимо сюит Фробергер также создавал "описательные пьесы для клавесина", которые являются первыми образцами программной музыки. А также много другой инструментальной и вокальной музыки - токкаты, фантазии, канцоны, ричеркары, каприччио и др.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Tweet |