Марко да Гальяно

Марко да Гальяно (Marco da Gagliano) (01.05.1582 – 25.02.1643) - итальянский композитор раннего Барокко. Сыграл важную роль в истории ранней оперы.

Марко да Гальяно родился и прожил большую часть своей жизни во Флоренции. Образование получил в церковном братстве "Compagnia dell'Arcangelo Raffaello" и у Луки Бати, капельмейстера кафедрального собора Флоренции Сан-Лоренцо. С 1602 Гальяно работал учителем пения в этом же соборе. В 1607 он переехал в Мантую, где стал придворным композитором герцогов Гонзага, на службе в Мантуе он написал своё самое известное произведение - оперу "Дафна". В 1609 после смерти Л.Бати он вернулся во Флоренцию и занял должность капельмейстера в братстве, где учился в детстве и принял духовный сан. Одновременно с этим Медичи пригласили его на должность придворного капельмейстера и этот пост он занимал 35 лет.

Гальяно написал огромное количество музыки, как духовной для своего братства, так и светской для Гонзага и Медичи, кроме того он был хорошим певцом и инструменталистом. Его работы включают оперу "Дафна" (1608) по тому же самому либретто Ринуччини, по которому была создана самая первая в истории опера Якопо Пери. Между тем Гальяно изменил и расширил поэзию Ринуччини, так что местами невозможно распознать следы оригинала. Работа Гальяно была оценена выше, чем работа Пери. Первоначально опера предназначалась к свадьбе принца Франческо Гонзага и Маргариты Савойской в Мантуе, но прибытие невесты было отложено и постановка была перенесена (к этому же событию Клаудио Монтеверди создал свою оперу "Ариадна").
Партитура оперы было напечатана во Флоренции 20 октября 1608. В ней содержится подробная инструкция о том, как исполнять произведение. Среди прочего Гальяно рекомендует четко разделять солистов и хор, разместить оркестр перед сценой, чтобы певцы могли его лучше видеть и взаимодействовать с ним. Другими известными музыкально-драматическими произведениями Гальяно были: "Бракосочетание Медора и Анжелики" (1619), "Арденнские источники" (1623), "Королева святая Урсула" (1624), "Флора" (1628). 

Музыка Гальяно включает в себя светские монодии и многочисленные мадригалы, мессы, респонсории. В его музыкальном творчестве можно увидеть смесь консервативных и прогрессивных тенденций. Так, монодии являются новшеством эпохи Барокко, в тоже время его мадригалы "a cappella" написаны в устаревшем стиле позднего Возрождения, хотя в первые десятилетия 17 века уже становятся преобладающими мадригалы с генерал-басом, например в творчестве Монтеверди.

Гальяно был очень влиятельным в свое время, как и следовало ожидать от управляющего всеми музыкальными мероприятиями при дворе Медичи. Однако его популярность уменьшилась после его смерти и его музыка ушла в тень более прогрессивных композиторов.

Теги:
 
Tweet  

 

 

Интересные персоны
Барбара Строцци
Барбара Строцци (Barbara Strozzi) (крещена 6 августа 1619 - 11 ноября 1677) - итальянская певица и композитор эпохи Барокко. Одна из самых
Иоганн Андреас Гербст
Иоганн Андреас Гербст (Johann Andreas Herbst) (крещён 09.06.1588 – 24.01.1666) - немецкий композитор и музыкальный теоретик раннего Барокко.
Франциско Корреа де Араухо
Франциско Корреа де Араухо (Francisco Correa de Araujo) (1584 - 1654) - видный испанский (андалузский) органист, композитор и музыкальный
Иоганн Герман Шейн
Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых
Ганс Лео Хасслер
Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) (крещен 26.10.1564 - 08.06.1612) - немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего