«Устройство музыки» (Syntagma Musicum) Михаэля Преториуса

Михаэль Преториус (Michael Praetorius) (15.02.1571 - 15.02.1621) - немецкий композитор, органист, музыкальный теоретик. Один из самых разносторонних и плодовитых композиторов своей эпохи, особенно важен его вклад в развитие музыкальных форм, основанных на протестантских гимнах. 

Смотреть обязательно: Биография и музыкальное творчество Михаэля Преториуса

Кроме практических музыкальных достижений, не менее ценен теоретический вклад Михаэля Преториуса в историю музыки. Его труд "Устройство музыки" (Syntagma Musicum) (1614-1619) изначально задумывался в 4-х томах, но вышел только в трёх с иллюстрированным атласом музыкальных инструментов.


Первый том "Musicae artis analecta" (1614-1615), изданный в Вольфенбюттеле, рассматривает историю духовной и светской музыки, обсуждает место музыки в церкви. Он написан на латинском языке с многочисленными цитатами на греческом и иврите и примечаниями на немецком языке. Этот том разделен на две взаимосвязанные части. Первая часть посвящена истории церковной музыки, начиная с традиций античного мира (иудейской, греческой, римской), далее развитие христианской музыки (литургии, мессы) и заканчивается описанием музыкальных инструментов, упоминаемых в Библии (например, гусли, кифара, букцина). Вторая часть уделяет внимание истории светской музыки, так же начиная с древнего мира, Преториус исследует взаимосвязь музыки и этики, поэзии, драматургии и даже естественных наук. Для обоснования и пояснения своей точки зрения он цитирует таких класиков как Гомер, Платон, Софокл и Гораций. Также описываются некоторые музыкальные инструменты (арфа, корнет, туба), используемые в светской музыке.

Syntagma Musicum Михаэль ПреториусВторой том "Устройства музыки" с названием "De organographia" был напечатан в 1619 в Вольфенбюттеле. Он написан на немецком языке и посвящен бургомистру и городскому совету Лейпцига, а также всем любителям "немецкой и другой национальной инструментальной музыки". К сожалению, издание этого тома не отличалось качеством, что затрудняет его прочтение: строки неровные, слова накладываются друг на друга, тем не менее содержание вызывает огромный интерес. Преториус классифицирует все известные ему музыкальные инструменты и рассматривает каждый в мельчайших деталях: устройство, разные варианты его названий, историю, звуковые возможности и прочее. Большая часть этого тома посвящена органам. Преториус описывает изначальные несовершенные древние механизмы, рассказывает о последующих улучшениях в клавиатуре и мехах, конструкции, приводит примеры известных органов прошлого и их особенности. Еще одна глава тома посвящена "современным органам" и является наиболее полным отчетом о немецких органах эпохи раннего барокко. В конце этого тома Преториус дает характеристики ряду немецких органов, которые, по его мнению, были музыкально или структурно интересны, в том числе орган в церкви Св.Фомы в Лейпциге, где впоследствии работал И.С.Бах.

Как дополнение ко второму тому "Устройства музыки" в 1620, уже после выхода третьего тома, вышел иллюстрированный атлас музыкальных инструментов "Theatrum instrumentorum". Книга состоит из подробных гравюр музыкальных инструментов, описанных во втором томе. 

Третий том "Устройства музыки" Михаэля Преториуса с названием "Termini musici" вышел в 1619 и посвящен бургомистру и городскому совету Нюрнберга. Книга написана на немецком языке и разделяется на три части, она полностью охватывает музыкальную практику своего времени. Первая часть содержит описание всех вокальных форм, используемых в период позднего Возрождения и раннего Барокко в Италии, Франции, Англии и Германии. Начиная с итальянских мадригалов, Преториус определяет каждый вид, приводит примеры текстов и музыки и комментрирует свои произведения, а также работы других великих композиторов эпохи - Орландо Ди Лассо, Джованни Габриели, Клаудио Монтеверди, Генриха Шютца и других, описания очень подробны и ясны. Вторая часть является научным трактатом о музыкальной теории и рассматривает проблемы нотной записи, сольфеджио, ритма, транспонировки и распределения вокальных партий, украшения мелодий и многое другое. Третья часть состоит из словаря музыкальных терминов и нескольких очерков по вопросам организации крупномасштабных работ для нескольких хоров, правила баса континуо, обучения хора мальчиков в итальянской манере.

Планируемый четвертый том "Устройства музыки" Преториус хотел посвятить контрапункту.

 Значение этого энциклопедического трактата очень велико, возможно, это один из самых важных источников знаний о музыке начала 17-го века, дающий не только отпечаток состояния музыки этого периода, но и позволяющий проследить развитие форм и эпохи Возрождения, и эпохи Барокко.

 
Tweet  

 

 

Интересные персоны
Жан Тителуз
Жан Тителуз (Jean (Jehan) Titelouze) (1562/3 - 24.10.1633) - французский композитор, поэт и органист раннего Барокко. Его гимны и магнификаты
Антонио Чести
Антонио Чести (Antonio Cesti) (крещён 5 августа 1623 - 14 октября 1669) - итальянский композитор эпохи Барокко, певец (тенор) и органист.
Альфонсо Фонтанелли
Альфонсо Фонтанелли (Alfonso Fontanelli) (15.02.1557 - 11.02.1622) - итальянский композитор, писатель, дипломат, придворный аристократ
Джованни Франческо Анерио
Джованни Франческо Анерио (Giovanni Francesco Anerio) (ок 1567 – июнь 1630) - итальянский композитор римской музыкальной школы очень
Самуэль Шейдт
Самуэль Шейдт (Samuel Scheidt) (крещен 03.11.1587 - 24.03.1654) - немецкий композитор, органист и педагог эпохи раннего Барокко. Один из самых