Франческо Успер (Спонджа) (Francesco Usper (Spongia or Sponga)) (01.11.1561 - 24.02.1641) - итальянский композитор, органист, священник позднего Возрождения и раннего Барокко.
1561 - Франческо Спонжа родился в городе Ровинь, на полуострове Истра, ныне Хорватия.
1585 - Переезжает в Венецию, где остаётся до самой смерти. Обучается музыке у
Андреа Габриели.
1595 - Опубликован его первый печатный сборник ричеркаров для четырёх голосов (известным музыкальным издателем Джиакомо Винченти), посвященный Лодовико Усперу, богатому венецианскому юристу.
1596 - Становится органистом в Гранд Скуола Сан-Джованни Еванджелиста (братство благотворителей) в Венеции, с этим братством связана вся его жизнь.
1604 - Напечатана его книга пятиголосых мадригалов у музыкального издателя Амадини, посвященная венецианской аристократической семье Липомано.
1605 - Работает органистом в церкви Сан-Салваторе.
1607 - Избирается капелланом (священником) в Гранд Скуола Сан-Джованни Еванджелиста.
1614 - Напечатана его коллекция месс и псалмов у Винченти, посвященных епископу города Паренцо.
1616 - Он "капо" (начальник) "compagnia de' cantori" (стабильная, организованная группа певцов).
1617 - Он проводит музыкальное представление на празднике в Скуола Гранде ди Сан-Рокко, дирижируя лучшими исполнителями (певцами и инструменталистами) Венеции того времени, такими как
Джованни Пикки, Франческо Кавалли,
Бартоломей Барбарино, Бонфанте, Джованни Грилло и другими.
1619 - Опубликована коллекция "Композиции гармонии" в Венеции.
1621 - Вместе с
Клаудио Монтеверди он принял важное участие в создании и исполнении похоронной мессы герцогу Тосканы Козимо II де Медичи.
1623 - Он проводит еще раз (как в 1617)
музыкальный праздник в Скуола ди Сан-Рокко, совместно с
Монтеверди и Грилло.
1623 - Временно становится первым органистом в соборе Св.Марка (главный собор Венеции).
1624 - Избирается главой священников своего братства (скуола).
1627 - Опубликована его коллекция Псалмов.
1641 - 24 февраля умер в Венеции.
Долгая жизнь Франческо Успера дала ему возможность испытать много различных музыкальных стилей и техники, начиная от традиционной классической полифонии шестнадцатого века (данной ему его учителем Андреа Габриели), далее он использовал прогрессивный стиль инструментальной музыки Джованни Габриели (племянник Андреа Габриели) и методы Монтеверди в области монодии, весь творческий путь Успера хорошо прослеживается в его шести сборниках.